19Ноябрь2017

Католическая церковь Ирландии обеспокоена ростом суицидов среди священнослужителей

Согласно статистике, представленной на собраниях Ассоциации католических священников (ACP), по крайней мере восемь священников в Ирландии совершили самоубийство за последние десять лет, сообщает EWTN News.

Многие священники выразили беспокойство по поводу сильного падения морального духа и психологического кризиса в среде духовенства страны.

Священнослужители внесли предложение о создании анонимной телефонной линии для клириков, нуждающихся в поддержке.

«Наш моральный дух надломлен, мы чувствуем, что находимся на тонущем корабле. Когда произойдет ”контрреформация”? Мы — словно сборная Ирландии без вратаря. Нам нужна горячая линия, куда священники могли бы обратиться за помощью», — приводит издание слова представителя ACP отца Роя Донована (Roy Donovan).

Отмечается, что вопросы, связанные с упадком морального духа и благополучия священников в стране, группа духовенства поднимала по меньшей мере на трех разных встречах за последние несколько месяцев.

Отец Рой Донован рассказал EWTN News, что, помимо духовенства, которое заговорило о проблеме, есть множество пожилых священников, которые «страдают в тишине» и не знают, куда обратиться за помощью.

По его словам, существует целый ряд факторов, обусловивших текущий кризис.

Как и многие другие страны, когда-то процветавшая католическая Ирландия сегодня столкнулась с серьезным кризисом кадров. В 2004 году в Ирландии насчитывалось более трех тысяч священников. К 2014 году их количество сократилось более чем на 500 человек, а сегодня число активных священников составляет примерно 1900 человек.

Эта нехватка приводит к феномену, называемому кластеризацией, когда из-за отсутствия пастырского окормления несколько приходов объединяются в один, увеличивается нагрузка на священников и, как следствие, растет стресс. Из-за отсутствия новых кадров многим из клириков приходится служить еще много лет после формального наступления пенсионного возраста.

«Эти люди жили во время, когда было много священников, и их церкви были полны. Поэтому теперь они остро переживают потерю уважения. Кроме того, в прошлом у них были помощники по хозяйству. Теперь же большинство из них предоставлены самим себе, поэтому чувствуют себя более изолированными и одинокими, а также более уязвимыми», — цитирует портал одного из основателей ACP отца Брендана Хобана (Brendan Hoban).

Кроме того, начиная с 1990-х годов, Католическую церковь в Ирландии потряс ряд сексуальных скандалов, которые привели к массовому кризису кадров и оттоку верующих мирян.

Священники признаются, что они разочарованы упадком веры у людей, которым они служат, отмечая, что многие прихожане «редко бывают в церкви [в промежутке] между первым Причастием и похоронами».

В ходе собраний участники обсуждают возможность найма журналистов, которые могли бы ясно говорить о духовенстве и епископате в медиа-среде в период кризиса. Они отмечают, что это особенно важно делать сейчас, когда страна столкнулась с горячими дебатами о том, следует ли легализовать аборты.

Церковь в Ирландии. Противостояние католиков и протестантов

Религия в Ирландской республике исторически играет важную роль в обществе. Основной религией традиционно является католицизм латинского обряда.

В XVII веке поселенцы из Великобритании начали формировать в Ирландии протестантскую общину. Постепенно численность протестантов в северо-восточных графствах превысила число католиков, что в сочетании с занятием протестантами правящих и руководящих позиций привело к дискриминации по религиозному признаку, сохраняющейся во многом и до сих пор.

Основа ирландского протестантского национализма сформировалась в XVIII веке обществом «Объединенных ирландцев» под руководством Теобальда Тона. Однако, католическое общество всегда объединяло большинство населения Ирландии, опираясь на массы сельских жителей.

Противостояние между католиками и протестантами и диаметрально противоположное отношение у религиозных общин к союзу с Великобританией привели в XX веке к расколу страны, гражданской войне и многочисленным жертвам с обеих сторон. Шесть северных графств, образовавших в 1921 году Северную Ирландию, имели в составе своего населения протестантское большинство, что стало одной из причин разделения государства надвое. Три графства Ольстера, которые не вошли в состав Северной Ирландии, отличались от шести вошедших именно высоким процентом католического населения.

В конституции Ирландской республики одна из статей декларировала особое положение Католической церкви в государстве как гаранта веры, исповедуемой большинством населения страны. Эту статью конституции отменили в результате референдума только в 1972 году.

После Второй мировой войны и окончания периода цензуры позиции Церкви в жизни общества постепенно начали слабеть, однако несмотря на это, Ирландия долгое время оставалась самой религиозной страной Европы.

В 1949—1951 гг. широкую огласку получило так называемое «дело о материнстве». Министр здравоохранения Ноэль Браун внес законодательный проект о введении бесплатного медицинского обслуживания для детей до 16 лет и женщин. Иерархи Католической церкви отреагировали на это предложение резко отрицательно, заявив в своем письме премьер-министру, что светская власть не должна вмешиваться в дела семьи и личности, и что право обеспечивать здоровье ребенка принадлежит не правительству, а родителям, о чем премьер-министр и сообщил Н. Брауну. Министру после этого отказа пришлось оставить должность, но ни во время дебатов по этому вопросу, ни до и ни после, ни он ни его оппоненты не подвергали сомнению право Церкви на влияние в социальной сфере и в области морали.

Важным этапом в изменении роли религии в обществе стало начало телевещания, которое привело к открытому обсуждению ранее запретных вопросов, таких как аборты, контроль рождаемости, разводы. Возвращавшиеся из-за рубежа ирландцы привозили с собой изменившиеся морально-этические ценности.

В 1986 году состоялся референдум по вопросу, нужно ли разрешать в Ирландии разводы. 63% голосовавших высказались против разрешения, что говорит о большом влиянии католической морали даже в эти годы. И только в 1995 году после повторного референдума разводы в Ирландии были легализованы.

30 марта 2012 года агентство KNA обнародовала данные новой переписи населения, по которой число атеистов («не религиозные») в стране с 2006 года увеличилось почти на 45% и составило 269 800 человек. Большую часть этой категории составляют 25-29-летние граждане страны.


Рублев