22Ноябрь2017

Как новые иезуиты достигают мира по интернету

Монастырь из 10 монахинь на итальянском острове Сардиния пользуется социальными сетями, чтобы рассказывать о работе общины и поддерживать ее выживание. Это может показаться удивительным, учитывая то, что монахини выбрали жизнь, отделенную от мира.

Будучи католическим богословом, сконцентрированным на церковной и религиозной жизни, я провёл исследование, показавшее, что обращение монахинь к киберпространству — это лишь одна из глав долгой истории религиозных орденов, использующих передовые средства коммуникации.

История о том, как иезуитский орден рос в 16 веке, — захватывающее тематическое исследование.

Общение ради скрытого самодостаточного развития

Почти все римо-католические мужские и женские ордены в Европе и Северной Америке за последние десятилетия претерпели резкое падение членства. Среди тех, кто сильно пострадал, было много уединенных женских общин, которые практикуют жизнь в молитве и работе за стенами, отделяющими их от более широкого мира.

Одним из таких монастырей, испытывающих большие затруднения, является монастырь Сэнт Клэр, который был основан в 14 веке в западно-средиземноморском сардинском городе Ористано. Сегодня это сообщество сократилось до 10 сестер, большинство из которых уже пожилые, некоторым из них уже около 90 лет. В то время как все сестры участвуют, насколько это возможно, в восьми ежедневных молитвенных встречах, лишь немногие могут заниматься садоводством, шитьем и детьми, а также общаться с людьми, которые приходят поговорить или просить молитвы. Пожилые монахини, конечно же, должны сами о себе заботиться. Сегодня, чтобы выжить, необходимо искать более широкую поддержку и новых членов.

Еще в средние века, когда монастыри распространялись в Западной Европе, они часто располагались в городах или поселках. Монахи и монахини, которые отошли от окружающего общества, тем не менее предлагали своим посетителям ознакомительные посещения. Люди могли приходить в монастырские часовни, чтобы слушать и молча молиться во время пения хора. Именно благодаря такому взаимодействию между монастырем и «миром» призыв присоединиться к общине постепенно исчез. Мужчины и женщины приобщались к жизни монастыря, посещая его.

Однако сегодня такой призыв может проходить через всемирную паутину. Присоединившись к ряду многочисленных общин и монастырей по всему миру, сестры Сэнт Клэр признали необходимость улучшения презентации того, кто они и что они могут предложить миру. Их самый младший член, 42-летняя сестра Мария Катерина запустила сайт сообщества и страничку в Facebook.

И это не первый случай, когда религиозные общины думают о лучшем способе коммуникаций, чтобы можно было расширять свое членство.

Рост ранних иезуитов

Общество Иисуса – это монашеский орден священников и братьев, широко известных как иезуиты, уходит корнями в 1541 г. Вначале эта группа состояла из семи друзей, которые обрекли себя не только на бедность, безбрачие и послушание, но и на возможность для папы послать их в любую миссию.

В отличие от монашеских религиозных общин, иезуиты были апостольским, то есть миссионерским орденом. Этот тип римо-католического ордена, вместо того, чтобы быть закрытым, «находится на миссии» в «мире».

К тому моменту, когда те немногие учредители скончались, орден уже вырос до тысячи. Ключом к этому успеху стало распространение рукописных писем — сегодня это самое редкостное средство, но оно служило жизненно важным инструментом коммуникации своего времени.

Новый иезуитский орден быстро получил приглашение от церкви и представителей королевской власти для создания миссий в Азии. Письма между религиозными начальниками и их людьми за границей, как и следовало ожидать, передавали информацию, искали или выдавали указания и передавали советы. Некоторые письма, однако, были предназначены для поддержки ордена, для обучения членов и для привлечения новых людей.

Иезуитский историк Джон О’Мэлли объясняет: «Самое главное, что иезуиты и другие люди изучали о том, кто такие иезуиты, читая об их деятельности».

Френсис Ксавьер — первый миссионер-иезуит, отправившийся в Индию и Японию. Он отправлял письма не только своим религиозным вышестоящим руководителям в Риме и Португалии, но и португальскому королю Иоанну III с 1542 по 1552 год. Во время богослужений, которые проводились по всему королевству, по приказу короля, каждое из восьми писем Ксавьера читалось публично. Письма, в которых были просьбы о хороших новых членах способствовали быстрому росту молодого Общества Иисуса еще в Европе.

Между тем, орден иезуитов разработал собственную систему писем, которые пересылались внутри ордена и между общинами. Важнейшими примерами являются полугодичные циркулярные письма Хуана де Поланко в середине 16 века. Поланко служил исполнительным секретарем первых трех иезуитских глав религиозного ордена в Риме. В его письмах говорилось о формировании руководства в иезуитском образе жизни и их образовательной системы. Эти письма создали особый иезуитский стиль религиозной жизни и спроектировали то, что оказалось привлекательным для новых членов.

Письма иезуитов в другие страны, например, письма от Френсиса Ксавьера и официальных лиц в Европе, доставлялись торговыми судами, что часто занимало по несколько лет для достижения своих предполагаемых получателей. Для распространения писем среди более широкой аудитории — например, среди членов иезуитских домов или людей, посещающих богослужения в Португалии короля Джона, их нужно было копировать вручную.

Эволюция печатного станка перенесла письменное слово на страницы книг, журналов и газет. В течение 20-го века массовая коммуникация прошла через развитие телефона, радио, кино, телевидения и интернет. Обмен идеями и информацией все больше возрастал по объему и достижению.

Новые иезуиты достигают мира по интернету

На протяжении современного периода католические учреждения и религиозные ордены, в том числе иезуиты, используют все средства коммуникации. Совсем недавно, из Ватикана через региональные и местные учреждения, в интернете появилось распространение католического присутствия. На сайтах в основном представлена информация об определенной епархии, школе или религиозном ордене. Где-то используется журналистика традиционного стиля, такая как журналы и газеты для передачи сообщений.

Группа молодых американских иезуитов также запустила свою собственную интернет-платформу The Jesuit Post. Их блоги и твиты направлены на их поколение. Как они говорят на веб-сайте, эти молодые иезуиты стремятся «показать, что вера имеет отношение к современной культуре и что Бог уже работает в ней». Как циркуляционные письма в былые времена, так в наши дни киберпостинг способствует продвижению имиджа иезуитов. Другие апостольские ордены, такие как доминиканцы, тоже это делают.

Поделившись о своей работе с помощью новейших средств коммуникации, эти религиозные ордены только адаптируют то, что было давней традицией установления контакта с миром. Даже для уединенных монахинь, как, например, в Монастыре Сэнт Клэр, оставаться на плаву в этом огромном мире — это дело, которое зависит от того, как они делятся своей жизнью в интернете.


Emmanuil.tv